Лингвистические сказки на уроках русского языка


Copyright © Задорожная (Татаринова) Анна Сергеевна 1999-2011
В гостях у сказки, или еще раз о занимательности на уроке
Кто он, современный школьник?
"Я старый сказочник, я знаю много сказок" (Обзор методических разработок)
"Копилка" лингвистических сказок (5-6 класс)
"Сказочные" проекты
Путешествие по полянке суффиксов существительных (конспект урока)
Список использованной литературы

Путешествие по полянке суффиксов существительных (конспект урока)

Сказка может являться не только фрагментом урока, в сказочной форме можно провести и целый урок. В такой форме можно провести, например, обобщающий урок по суффиксам имен существительных. На данном уроке у учителя появляется возможность не только повторить правописание известных учащимся суффиксов, но и ознакомить в увлекательной форме с суффиксами, правописание которых следует запомнить, так как оно не проверяется правилом. К сожалению, зачастую большее внимание уделяется правописанию приставок, учащиеся довольно-таки легко усваивают то, что "приставки "НАТ" или "З" не бывает. При изучении темы "Морфология" уделяется внимание правописанию суффиксов различных частей речи, хотелось бы, чтобы для ребят суффиксы были так же хорошо знакомы, как и приставки. Приведем пример подобного урока:
Конспект урока русского языка на тему:
"Суффиксы имён существительных".(6 класс)

Цели:
1. Специальные:
- познавательная
усвоение учащимися правил правописания суффиксов
существительных, имеющих значения лица ( -ТЕЛЬ, -ИСТ,
- НИК,-ЧИК,-ЩИК), отвлечённое значение (-ОСТЬ, -ИЗН, -ОТ),уменьшительно-ласкательное значение (-ИК,-ЕК)
- практические
а) формирование навыка правописания суффиксов существительных (-ТЕЛЬ,-ИСТ,-НИК,-ЧИК,-ЩИК,-ОСТЬ,-ИЗН,-ОТ,
-ИК,-ЕК);
б) вооружение учащихся нормами литературного языка;
в) формирование пунктуационных навыков (постановка
запятой в сложном предложении, оформление предложений с
прямой речью)

2.Общепредметные:

- развитие логического мышления;
- эстетическое воспитание учащихся

Оборудование: "полянка суффиксов существительных", "домики
склонений существительных", карточки с индивидуальным
заданием.

ХОД УРОКА.
1. Оргмомент.
- Здравствуйте, садитесь. Откройте рабочие тетради, пропустите
две строчки, запишите:
Десятое декабря.
Классная работа.
-На следующей строчке запишите тему урока:
Суффиксы имён существительных.

2.Вводное слово учителя.
- Мы не случайно обращаемся к этой теме. Сегодня утром
я узнала, что у жителей домиков склонений случилось не-
счастье. Суффикс -ИЩ сбежал с полянки суффиксов и с по-
мощью своего насоса стал надувать существительные, так что
сейчас они увеличились настолько, что домики склонений
вот-вот разрушатся! Бедные существительные! Если мы их
не спасём, то они останутся без крыши над головой...
Итак, мы с вами отправляемся на помощь к именам сущест-
вительным. На этом уроке вам понадобятся ваши знания, что-
бы преодолеть все трудности, которые встретятся на нашем
пути и вернуть суффикс -ИЩ на полянку.
Для того чтобы отправиться на полянку суффиксов, нам нуж-
но какое-нибудь средство передвижения. Так как в Стране
Существительных всегда лето, а дорожка, по которой мы будем
пробираться узкая-узкая, возьмём велосипед. Что ж, отправля-
емся в путь!
(Одного из учеников учитель просит выйти к доске, чтобы найти
на полянке начало пути)

2.Формирование навыков правописания суффиксов -ОСТЬ,
-ИЗН,-ОТ; формирование навыков постановки запятой в
сложном предложении, оформления предложений с прямой
речью; работа над нормами литературного языка.
Прочесть значение суффиксов на тропинке ("отвлечённое
значение")
-Можем ли мы присоединить суффикс -ИЩ к этим суффиксам?
Давайте познакомимся с ними поближе!
Первое препятствие. Текст:
Павел быстро нырнул в глубизну моря и волны скрыли его
от наших глаз. Через пять минут он вынырнул чтобы по-
казать нам горсть жемчуга дивной белости. Ты поразил
нас своей смелизной и ловкотой сказали мы ему.
(Текст заранее записывается на доске. Задание: исправить
ошибки в употреблении суффиксов и расставить знаки пре-
пинания, нарисовать схемы предложений.)
-Давайте ещё раз проверим, нельзя ли к данным суффиксам
присоединить -ИЩ? (Нет.)
(Вспомнить, какое значение имеют суффиксы этой группы)
-Молодцы! Вы справились с первой трудностью, и мы можем
продолжать путь.
(Один из учеников переставляет велосипед на следующую
тропинку)

3.Формирование навыков правописания суффиксов со значением
лица.
а) Ознакомление со значением суффиксов данной группы.
б) - Для того, чтобы продвигаться дальше по полянке, нам нужно
разделиться на две группы...
(3 человека работают индивидуально с карточками, остальные в
это время записывают выборочный диктант)
Карточка Ъ1.
Отгадай, что это за слово.
1. _ _ _ _ _ И С Т
1.Художник, который рисует море.
Подбери и запиши ещё 3-4 слова с суффиксом -ИСТ.

Карточка Ъ2.
Отгадай, что это за слово.
2. _ _ _ _ _ _ _ Т Е Л Ь
2.Человек, который занимается воспитанием.
Подбери и запиши ещё 3-4 слова с суффиксом -ТЕЛЬ.

Карточка Ъ3.
Отгадай, что это за слово.
3._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Н И К
3.Тот, кто любит путешествовать.
Подбери ещё 3-4 слова с суффиксом - НИК.

Во время выполнения индивидуальных заданий класс работает
над повторением правила правописания -ЧИК,-ЩИК: уча-
щиеся вспоминают правило из учебника, сказку про "пчёлку",
приводят свои примеры, далее проводится выборочный
диктант (задание: выписать все слова с -ЧИК,-ЩИК; обозначить
орфограммы)
Выборочный диктант:
Однажды разведчик получил ответственное задание: внедри-
ться в группу опасных заговорщиков и узнать об их тайных
планах. Много сил, мужества и времени пришлось затратить
ему для выполнения задания: он побывал и бетонщиком, и ка-
менщиком, и сварщиком, ,и водопроводчиком, и паркетчиком,
и смазчиком, когда выяснилось, что заговорщики были просто
строителями, а в их тайные планы входило строительство
новой школы.
После выполнения данного задания проверяется работа, выпол-
ненная на карточках. (Учащиеся выходят к доске, прочитывают
лексическое значение слов и свою отгадку, записывают получив-
шееся слово, выделяя суффикс цветным мелком, приводят свои
примеры слов с данным суффиксом.)
Делается вывод о том, что и к суффиксам данной группы от-
нести -ИЩ нельзя.
(Велосипед переставляется на третью тропинку).

4.Повторение правописания суффиксов -ИК,-ЕК.
а)Учитель обращает внимание на значение суффиксов, которые
расположены на этой части полянки ("уменьшительное, увели-
чительное, ласкательное, пренебрежительное значения")
б)-Посмотрите внимательно на полянку! Нам встретились уже
знакомые суффиксы! Какие это суффиксы? (-ИК, -ЕК)
Очень важно помнить о том, когда нужно писать -ИК,
а когда - -ЕК. Давайте вспомним, какая история произошла
с Витей Перестукиным у ворот Страны невыученных уроков.
(3 ученика разыгрывают сценку):
?: Ты кто?
!: Ох! Ах! Ох, ох! Ах, ах!
Витя Перестукин: Я ученик четвёртого класса.
?: Имя? Фамилия?
В.П.: Перестукин Виктор.
!: Ох! Ах! Увы! Тот! Самый! Ох! Ах! Увы!
?: Сможешь правильно написать слова "ключик" и "замочек"?
Если сможешь, то мы разрешим тебе войти.
!: Пиши! (Подаёт мел.)
В.П.: Есть же какое-то правило... Кажется, после шипящих
не пишется... Но при чём тут шипящие? Напишу наобум.
!: Нельзя! Неуч! Невежда! Увы! Пиши! Сразу! Правильно!
В.П.: Вспомнил! Если в родительном падеже выпадает гласная,
пишется -ЕК, а если не выпадает, пишется -ИК. Именитель-
ный - замочек, родительный - замочка. Ага! Буква выпала.
Значит, правильно замочЕК (записывает слово). Теперь
совсем легко проверить и "ключик". Именительный - клю-
чик, родительный - ключика. Гласная остаётся на месте.
Значит, надо писать ключИК (записывает слово).
!: Чудесно! Прелестно! Восхитительно! Ура!

в) - Как видите, Витя Перестукин смог отличить -ИК от -ЕК.
Проверим, получится ли это у вас.
Объяснительный диктант:
Маленький грибочек, тонкий карандашик, небольшой кусточек,
кирпичик, орешек, неглубокий овражек, ненастный денёчек,
разноцветный мячик, душистый горошек, кленовый листочек,
узкий мостик.
Задание: объяснить правописание суффиксов -ИК, -ЕК,
Во время выполнения этой работы учитель раздаёт тетради,
в которых учащиеся будут выполнять домашнее задание; пос-
ле выполнения задания ученики сдают тетради с классной
работой. (За выполнение этого задания выставляется оценка
в журнал)

5.Подведение итогов урока.
- Давайте вспомним, какое значение имеют суффиксы, которые
растут на той части полянки, где мы с вами находимся.
("увеличительное, уменьшительное, ласкательное, пренебре-
жительное значения") Можно ли сказать, что суффикс -ИЩ
должен находиться на данной части полянки суффиксов?
(Да, так как имеет увеличительное значение.)
Суффикс -ИЩ "возвращается" на своё место(приколоть к
"полянке ")
Учитель благодарит учеников за работу на уроке, ученикам,
работавшим у доски, с карточками, участвовавшим в сценке, а
также тем, кто наиболее активно работал на уроке, выставляются
оценки.

6.Задавание домашнего задания.
- Дома вы будете работать над упражнением Ъ229.
(В классе прочитывается задание к упр., разбирается совместно
с учителем первое предложение (устно).

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.
- До свидания.

Итак, на данном уроке учитель имеет возможность актуализировать знания, полученные учениками ранее, ознакомить с правописанием суффиксов существительных, не проверяемых правилом, пробудить творческие силы учеников.


Назад
Содержание
Дальше


Hosted by uCoz