Лингвистические сказки на уроках русского языка


Copyright © Задорожная (Татаринова) Анна Сергеевна 1999-2011
В гостях у сказки, или еще раз о занимательности на уроке
Кто он, современный школьник?
"Я старый сказочник, я знаю много сказок" (Обзор методических разработок)
"Копилка" лингвистических сказок (5-6 класс)
"Сказочные" проекты
Путешествие по полянке суффиксов существительных (конспект урока)
Список использованной литературы

"Сказочные" проекты

При работе над тем или иным орфографическим правилом или освоением новых знаний о грамматике русского языка можно привлекать учащихся к проектной деятельности. Если на уроках часто используется объяснение новых тем через лингвистические сказки, уместно обращение к созданию сказок с орфографическим или грамматическим заданием. Учащимся 6 класса, например, рекомендуется использовать определенные группы слов ( качественные, относительные или притяжательные прилагательные, разносклоняемые существительные, местоимения различных разрядов и т.д.), указать их в тексте, обозначая орфограммы, если речь идет об орфографическом правиле. Рассмотрим результаты творческого переосмысления учащимися темы «Разносклоняемые существительные». При подготовке к созданию проекта оговаривалось, что работа должна быть написана в жанре сказки, но, как показала практика, не стоит очень жестко подходить к жанру работы: если ребенок не смог написать захватывающую сказку, но сочинил интересный рассказ или стихотворение, то его, несомненно, тоже нужно поощрить. Вот пример одной из подобных работ:

Поднимайте выше знамя,
Разжигайте в сердце пламя.
Строит будущее время
Молодое наше племя.
И бегут пути, дороги,
И сомненья, и тревоги…
Держим крепче ноги в стремени,
Одолеем тяжесть бремени.
А грядущие времена
Вспомнят наши имена.

Кустарев В., 6 «В»

Как вы, наверное, уже догадались, в этом тексте ученик 6 класса постарался использовать как можно больше разносклоняемых существительных. На наш взгляд, вполне удачно. Естественно, что, несмотря на нарушение жанровой установки, учащийся получил заслуженную «5», а его работа была признана одной из самых удачных. Были, разумеется, и соответствующие заданию проекты, а именно:

На наш взгляд, подобный вид деятельности привлекает ребят к обращению словесных образов в материальные, видимые и осязаемые, задействует их любовь к фантазированию. Вероятно, целесообразно предлагать учащимся создавать подобные работы в конце изучения темы, когда материал уже освоен и необходимо организовать повторение. Преподаватель может не только оценить эти проектные работы, но и устроить конкурс на лучшее, самое неординарное их оформление. На основе самых интересных сказок можно составить богатейший дидактический материал для выборочных и объяснительных диктантов, что может стать одной из наград для маленьких авторов. Разумеется, при подобном подходе к изучению русского языка необходимо и на уроках литературы готовить учащихся к такого рода деятельности, так как нужно знать те законы, по которым выстраивается текст художественного произведения определенного жанра.


Назад
Содержание
Дальше


Hosted by uCoz