Лингвистические сказки на уроках русского языка


Copyright © Задорожная (Татаринова) Анна Сергеевна 1999-2011
В гостях у сказки, или еще раз о занимательности на уроке
Кто он, современный школьник?
"Я старый сказочник, я знаю много сказок" (Обзор методических разработок)
"Копилка" лингвистических сказок (5-6 класс)
"Сказочные" проекты
Путешествие по полянке суффиксов существительных (конспект урока)
Список использованной литературы

Кто он, современный школьник?

"Как мыслят школьники в своей учебной деятельности: формулами, стихами, логическими категориями, зрительными или слуховыми представлениями?
Школьники мыслят по-разному: у одних абстрактное, словесно-логическое мышление преобладает над образным - это аналитический, "мыслительный" склад ума; у других преобладает образное мышление; у третьих образный и абстрактный тип мышления находятся в относительном равновесии - это гармонический склад ума.
Большинство людей обладают мышлением, основные компоненты которого развиты относительно равномерно (равномерно плохо, равномерно средне или равномерно хорошо). У меньшинства (по некоторым данным, у 21% людей) один вид мышления резко преобладает над другим.
Человек с гармонически развитым умом может успешно овладевать любыми учебными предметами, было бы желание (мотивация): его умственные возможности не ставят никаких преград. Но одностороннее развитие ума неизбежно приводит к трудностям в учебной работе". (20, с.112-113)
К учащимся 5-6 классов относятся школьники 10 - 12-летнего возраста. "По данным физиологов, примерно к девятилетнему возрасту интеллект человека сформирован уже на 90 % . Известно, что в последние годы более 15 % детей рождаются либо с признаками выраженного дефекта в формировании коры головного мозга, либо в состоянии, требующим немедленной неврологической помощи. У трети детей - повышенная утомляемость, непоседливость, двигательная расторможенность, раздражительность". (1, стр.4)
Особое внимание следует уделить уровню развития логического мышления у учащихся, тому, "умеют ли они вычленять признаки воспринимаемого предмета, выделять среди них существенные, группировать предметы по этим признакам. Если нет, то у них возникает много трудностей в обучении. Они не увидят смысловых частей в лингвистических определениях. Будут плохо запоминать слова, так как неумение группировать материал, который подлежит заучиванию, снижает в 20-25 раз количество удерживаемого в памяти и длительность его сохранения. Если ребята плохо вычленяют в предмете существенные признаки, они не смогут хорошо их описывать, правильно рассуждать о них, т.е. будет страдать их устная и письменная речь. С такими детьми надо настойчиво и упорно работать.
Если на логическое мышление ребят педагог чаще всего обращает внимание, то воображение детей оказывается вне его поля зрения. Учитель обычно не знает, умеют ли дети мысленно представлять себе прочитанное, и не тренируют их в этом. А постоянные упражнения на воображение помогают ребятам хорошо запоминать тексты; дети с развитым воображением - прекрасные рассказчики, им легко писать сочинения.
А каково речевое развитие учеников? Его можно характеризовать с помощью объема словаря, среднего числа слов в предложении, объема связного высказывания и т.п. Рассмотрим эти показания по исследованиям М.Р. Львова.
Словарь школьника 7-10 лет к концу этого возрастного периода - 7-12 тысяч слов, при этом на 1000 слов текста ученик IV класса употребляет 14 абстрактных существительных, ученик V класса - 21.
Среднее число слов в предложении (считая служебные слова) - 6-8, а самое большое предложение в сочинениях пятиклассников - 37 слов, при этом в одном простом предложении в среднем 6-7 слов, в сложном - 10-11 слов. Простые предложения в письменных сочинениях пятиклассников составляют примерно 80%, а сложные - 20% всех употребляемых учениками предложений. У старшеклассников это соотношение меняется и составляет 40% простых и 60% сложных предложений.
Объем кратковременной оперативной рабочей речевой памяти, удерживающей языковые средства и упреждающей их отбор при создании высказывания, по данным психологов, составляет примерно" (1, с.6-7) от 5 до 9 единиц знаменательных слов у взрослого (в среднем - 7 единиц). "У детей объем рабочей оперативной памяти меньше.
Известна роль установки на время, прочность запоминания (до следующего урока, на месяц, навсегда). Эксперименты показывают также, что, если создана установка на точность воспроизведения прослушанного рассказа, дети 10-11 лет воспроизводят до 31% содержания рассказа совершенно точно. Сочинению ровесника, по данным психологов и методистов, подражает более 88% пятиклассников.
Современный пятиклассник очень подвижен, и, если нет выхода его энергии, он быстро устает. В этом возрасте дети не могут долго слушать объяснение учителя, долго писать: внимание многих недостаточно устойчиво. Специальные исследования физиологии показали, что, как правило, на 18-20 минуте урока резко ослабевает внимание подростков: именно в это время в их тетрадях по русскому языку появляется больше всего ошибок; именно в это время учитель чаще всего делает замечания, требует дисциплины и т.д.". (1, стр.7-8) В силу вышеперечисленных особенностей детей этого возраста для обучения важное значение имеют "методически целесообразные элементы занимательности"(2,стр.19).
Следует отметить также, что "отрочество - время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период с 11 до 15 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и практической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развиваются гипотетико-дедуктивные процессы, появляется возможность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и применять их. Именно формирование мышления, приводя к развитию рефлексии - способности делать предметом мысли саму мысль, - дает средство, с помощью которого подросток может размышлять о себе, т.е. делает возможным развитие самосознания.
Наиболее важен в этом отношении период 11-12 лет - время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической. При этом переход на новый уровень осуществляется через ряд последовательных изменений: для детей 11 лет ... доминирующим остается конкретный тип мышления, постепенно происходит его перестройка и лишь примерно с 12 лет ... школьники начинают осваивать мир теоретического мышления. Сложность периода как раз в том, что в нем совершаются указанные изменения, причем у разных детей они осуществляются в разные сроки и по-разному". (15, с.284-285)
Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что у учащихся 5-6 классов в связи с преобладанием конкретного типа мышления возникают определенные трудности при попытке осознать теоретический, абстрактный материал учебника. Трудности для учеников в этом возрасте часто возникают там, где приходится работать без опоры на наглядность. Даже когда их деятельность протекает в уме, они нуждаются в опоре на образы и представления. Как правило, учащиеся данной возрастной группы просто-напросто заучивают правила, не понимая самой сути того, что выучили, а главное - для чего. Успешно проходит стадия формирования определенных практических навыков (орфографических, пунктуационных) в результате многократного выполнения упражнений разного плана, однако и в этом случае возникает опасность "механического" запоминания, которое опирается прежде всего на внешние признаки слова, а не на его лексическое и грамматическое значение. Именно поэтому возникают совершенно нелепые, на первый взгляд, ошибки, например, после изучения темы "Имя существительное" в 5, а иногда и в 6 классе при проверке правописания окончаний имен прилагательных окончание слова "синие" в словосочетании (синие цветы) некоторые учащиеся автоматически объясняют как окончание существительного на -ИЕ, а следовательно, делают орфографическую ошибку. Учителю остается только недоумевать, читая работу ученика и обнаруживая "синиИ цветы". Подобные ошибки возникают, как правило, из-за того, что учащиеся, "вызубрившие" правило, наученные видеть орфограммы и объяснять их правописание, не чувствуют свой родной язык, не видят или не хотят видеть закономерностей, действующих в нем. Можно ли в этом обвинять учителя-словесника? Действительно, ведь достаточно большое количество детей испытывает определенные трудности при прохождении программы по русскому языку, количество часов, выделенных на изучение русского языка, год от года все уменьшается, а наполняемость в классах увеличивается и увеличивается... в чем же виноват учитель??? Однако профессионализм учителя состоит в том, чтобы учитывать особенности восприятия детьми подаваемого материала, помочь им в "узнавании" родного языка, дать им шанс воистину полюбить его. Как известно, многие достаточно сложные вещи запоминаются достаточно легко (иногда на всю жизнь) если они представлены в увлекательной форме.
Ориентируясь на знания о возрастных особенностях учащихся 5-6 классов учитель может попробовать "оживить" теоретические, абстрактные правила учебника, подавая теоретический материал через конкретные, а часто даже визуальные образы героев лингвистических сказок. При этом не только увеличивается интерес к урокам русского языка вследствие любви детей ко всему необычному, сказочному. Грамматические сказки, являясь "проводником" между учеником и учебником, помогут формированию абстрактного типа мышления, если учитель сможет организовать работу на уроке так, чтобы каждый учащийся соотносил "сказочный" материал с теоретическим материалом учебника. Кроме того, наглядно изображая то или иное грамматическое или орфографическое правило, учитель может дать "сказочные" ориентиры и в орфографии, и в пунктуации. Подобные "подсказки" порой очень важны. (Вспомните всем известное: "Цыган цыпленку цыкнул: "Цыц!" Цыпленок на цыпочках".) В заключение следует отметить еще раз, что, давая детям подобные формулировки, учитель непременно должен увеличивать и теоретическую подготовку учащихся.



Назад
Содержание
Дальше


Hosted by uCoz